(Яковлев Андрей; 9.10.1748, г. Ростов Ярославской пров. Московской губ.- 26.05. 1824, Спасо-Яковлевский мон-рь, Ростов), иером. Род. в семье священника ростовской Воскресенской ц. Его дед, священник в с. Поречье, был рукоположен свт. Ростовским Димитрием (Туптало). Племянники А., архим. Иннокентий (1818-1847) и Поликарп (1847-1867), были настоятелями ростовского Спасо-Иаковсевского монастыря, а родной брат Димитрий - настоятелем неск. мон-рей, скончался в сане игумена ростовского Петровского мон-ря.С детства у А. проявились любовь к богослужению и духовной лит-ре, в 8 лет он читал и пел на клиросе. Получив домашнее образование, в 1765 г. был определен причетником ростовской ц. Иоанна Милостивого, в 1766 г. рукоположен во диакона. Обратил на себя внимание Ростовского еп. Афанасия(Волховского) и был назначен диаконом в ярославскую ц. мц. Параскевы, что на Всполье. В эти же годы А. обучился иконописному мастерству.
В 1777 г., овдовев, поступил в Спасо-Яковлевский мон-рь, в 1779 г. принял постриг. В 1780 г. в переславль-залесском во имя святителя Николая Чудотворца женском монастыре был рукоположен во иеромонаха, исполнял послушания ризничего и уставщика Яковлевского мон-ря. Введенный А. строгий порядок и благоговейность при совершении богослужения сохранялись вплоть до закрытия обители в 20-х гг. XX в. Более 40 лет служил гробовым монахом у мощей свт. Димитрия Ростовского, проводя в молитве по 12 и более часов в сутки. От долгого стояния А. в последние годы жизни не мог ходить, и его возили в кресле. В течение многих лет был духовником обители. Благочестие, строгость жизни, кроткий нрав и духовная мудрость А. были известны по всей России. Имп. Александр I Павлович в 1818 г. наградил его наперсным крестом с драгоценными камнями с сопровождением личного письма, 25 авг. 1823 г. государь, посетив А., беседовал с ним наедине. К А. приезжали также многие члены царской семьи.
Был известен как иконописец, принимал участие в возобновлении стенных росписей в Успенском, Благовещенском и Архангельском соборах Московского Кремля (70-е гг. XVIII в.); в обители занимался поновлением фресок Зачатьевского собора (с 1780). В Спасо-Яковлевском мон-ре хранились созданные А. Толгская икона Божией Матери, образы свт. Амфилохия, еп. Иконийского, свт. Димитрия Ростовского и финифтяный крест (в наст. время их местонахождение неизвестно). Сохранились Ватопедская икона Божией Матери 20-х гг. XIX в. (ГМЗРК), список с чудотворного образа Ватопедского мон-ря на Афоне, к-рая являлась благословением А. Икона свт. Димитрия Ростовского того же времени (ГЭ) также имеет на обороте надпись - благословение старца. Авторство А. остается предположительным, т. к. в наст. время его иконописное наследие не изучено.
после смерти А. проститься с ним съехались его духовные чада из столиц, Ярославля и др. губерний; мон-рь не мог вместить всех. В отпевании участвовало до 150 священнослужителей. В Ярославской епархии установилось его почитание через усердное совершение панихид. Погребен А. на паперти собора Зачатия св. прав. Анны, надгробие выполнено в виде саркофага из красного мрамора. Рядом с захоронением, на стене храма в нише, была поставлена келейная икона Распятия Христа, перед к-рой всегда горела неугасимая лампада по завещанию графини А. А. Орловой-Чесменской. Захоронение с памятником сохранилось до наст. времени.
Изображения А. появились, очевидно, при его жизни, их происхождение связано со Спасо-Яковлевской обителью. Наиболее ранний, возможно прижизненный, портрет работы неизвестного художника 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК), выполненный маслом на холсте, представляет А. в преклонном возрасте, со впалыми щеками, большими запавшими глазами, длинным заостренным носом, светлыми усами и бородой; старец облачен в мантию и клобук, на груди - 2 наградных креста. Образ А. 2-й трети XIX в., выполненный на финифти (ГМЗРК; размер 10,2´ 8,2 см), по иконографии близок к живописному портрету, в нем более подчеркнута изможденность лика старца. На гравюре 1834 г. работы А. Афанасьева (опубл. в: Описание жизни) А. представлен в более раннем возрасте; одет в мантию, клобук, епитрахиль, на груди - 2 наградных креста с украшениями и в память Отечественной войны 1812 г.; правая рука возле груди, в левой - развернутый свиток, очевидно со словами его наставлений: «Верно слово и всякаго приятия достоино, на сие бо труждаемся и поношаеми есмь, яко оуповахо(м) на Бога жива, Иже есть Спаситель всем человеком, пачеж вы къ». 2 эстампа были воспроизведены в издании 1911 г. (Титов. Илл. 1, 2): на одном - образ А. восходит к сохранившемуся живописному портрету, на др.- старец изображен на смертном одре.